Политика импортеров приводит к искусственным очередям за автомобилями

#popup

 

СПб. Олег Хусаенов, генеральный директор холдинга «Атлант-М» о том, почему он недоволен быстрым восстановлением рынка, о стратегиях компании и о личных амбициях


Автомобильный рынок последние несколько месяцев активно растет. Компании заявляют о возобновлении инвестиций и строят новые планы.
 

Вы  чувствуете , что выбрались на берег из кризисного течения?


— В своей работе мы ориентируемся на то, что чувствует клиент. Судя по всему, мнения потребителей сводятся к тому, что кризис закончился, покупатели вновь настроились на рост. В этом им активно помогают банки, которые переживают период избыточной ликвидности. Они рассматривают автокредитование как хорошую возможность для себя и предлагают выгодные условия. Кроме того, на динамику продаж влияет отложенный спрос, который сформировался за последние 2 года: люди вновь задумались о смене своего автомобиля на новый. Есть еще такой немаловажный фактор, как слухи.

Потребители уверены, что с наступлением нового года автомобили дорожают в цене, и поэтому стремятся купить машину до смены календаря.

Перечисленные вами факторы вселяют оптимизм.  

— Не могу сказать, что меня радует такой быстрый рост. Активный подъем негативно сказывается на мотивации продавцов, стандарты работы которых мы усиливали в кризисное время. Тогда мы могли жестко общаться с персоналом, сейчас же, когда на рынке возникает ажиотаж, невозможно заставить сотрудника лучше относиться к клиенту.


Каковы ваши среднесрочные ожидания в отношении перспектив рынка?


— Такие же, как и у всех: что к 2012 – 2013 годам рынок полностью восстановится, достигнет уровня середины 2008 года. Пока единственным сдерживающим фактором скорейшего восстановления является политика импортеров, которые ограничивают поставки автомобилей в Россию. Руководители представительств иностранных марок в России боятся завозить больше машин, им выгоднее ввезти меньше и получить премию, чем остаться с нераспроданными запасами и без поощрения. Отсюда и очереди за автомобилями. За исключением премиум–брендов, в массовом сегменте машин не хватает.


Отношения между импортерами и дилерами как–то претерпели изменения? Я имею в виду в первую очередь жесткие требования в отношении стандартов работы.  В период кризиса некоторые производители ослабляли вожжи, а сейчас как?

 
— В трудные времена у нас появилась надежда на то, что наконец–то удастся построить партнерские отношения с импортерами, но сейчас все возвращается на круги своя. Опять требуют строить тадж–махалы, покупать дорогостоящую плитку и т. д. Конечно, импортер должен устанавливать стандарты и следить за их исполнением, но в России эти стандарты почему–то жестче, чем в других европейских  странах.


Значит ли это, что холдинг «Атлант-М» не планирует расширяться?


— До кризиса мы играли в эти игры со строительством дорогостоящих дилерских комплексов, но сейчас для нас важнее экономическая составляющая бизнеса. Здесь вложения не окупаются за 3 года, до кризиса срок окупаемости достигал 10 лет, а сейчас он увеличился еще больше. Хотя именно сейчас выгодно выходить на рынок, что–то строить. К тому же импортеры возобновляют программы по развитию дилерских сетей. Некоторые игроки сейчас ведут агрессивную политику, расширяясь географически. Но они играют на коротком отрезке времени, их задача — быстро нарастить долю рынка и продаться стратегическому инвестору либо выйти на IPO. Что касается холдинга «Атлант М», то мы не останавливаем ранее заявленные инвестиционные программы и в течение 2 – 3 лет запустим семь новых дилерских центров: по одному в Петербурге, Тюмени и Смоленске, остальные — в Москве. Ведем переговоры о слиянии с другими собственниками. Относительно петербургского салона, который почти построен в Девяткино, мы ведем переговоры с несколькими автопроизводителями. Планируем открыть его в начале 2012 года. У нас также имеется 16 га земли в Кудрово, мы не отказываемся от планов строительства там автодеревни, но торопиться в течение ближайших 2 – 3 лет не будем.


Не боитесь, что время будет упущено?


— Мы не агрессивны и не всеядны. В нашей стратегии нет  цели быть номером один по количеству автоцентров. Мы хотим быть лучшими по рентабельности, производительности. В 2011 году мы поставили перед собой задачу стать лидерами по клиентоориентированности.


Холдингу удалось рассчитаться по своим кредитным обязательствам? Как в целом обстоит финансовое положение компании?


— Мы продолжаем погашать кредиты банкам. Если 2009 год мы закончили с рекордным убытком, то со II квартала 2010 года стали получать устойчивую прибыль, поэтому рассчитываться по обязательствам стало проще. Сейчас средняя маржа вновь возросла до 7 %, хотя еще недавно было время, когда мы работали с нулевой маржой. Основной доход в последнее время приносил сервис (примерно 80 / 20 по сравнению с доходом от продажи машин), сейчас, когда продажи растут, доли источников прибыли стали уравниваться. Сейчас мы восстанавливаем доходность от продаж дополнительного оборудования и от комиссий за выдачу кредитов.
 

В начале 2011 года вы покидаете пост генерального  директора холдинга «Атлант М». Чем обусловлено такое решение?


— Я не покидаю холдинг, но отхожу от управления оперативным бизнесом. Я не ухожу совсем от «Атлант-М» и хочу посвятить себя новым бизнесам. Перехожу на пост председателя совета директоров, где буду заниматься управлением рисками и стратегическими инициативами. Такое решение связано с личными устремлениями. В своей новой деятельности я нахожу для себя драйв. Я очень силен в бэк–офисе, у меня хорошо получается растить бизнесы, создавать управленческую команду. Сейчас, когда рынок стабилизируется, нужны новые маркетинговые решения, технологии стимулирования продаж, работы с клиентами.

Это конек генерального директора «Атлант М» на Украине Сергея  Савицкого, который займет мой пост. Я же создаю свою управляющую компанию, которая будет заниматься взращиванием новых бизнесов. У акционеров холдинга есть круг бизнесов в других отраслях: фармацевтика, финансовый сектор, «телеком». Ими заниматься не менее интересно, чем продажей и обслуживанием автомобилей.


Олег Хусаенов

 

 Родился в городе Кустанае.  В 1988 году окончил Московский институт инженеров гражданской авиации. С 1988 по 1990 год работал молодым специалистом на Минском заводе холодильников.  В 1990 – 1991 годы занимал должность директора в молодежном производственном центре «Атлант».  В октябре 1991 года преобразовал МПЦ «Атлант» в Брокерский дом «Атлант М».  С 1991 года является генеральным директором автомобильного холдинга «Атлант М».  Воспитывает пятерых детей: четверых сыновей и дочь. Хобби: мемуары середины XX века, история бизнеса XX века, академическая гребля, теннис, кубинские сигары.

..............

14(4) Автомобили №209 17/12/2010 «Деловой Петербург»

 



Поделиться в социальных сетях:

Вернуться к списку