Откуда автодилерам брать специалистов?

В автобизнесе наблюдается серьезный дефицит менеджеров среднего звена. Несмотря на кризис, повлекший за собой резкое падение продаж, на рынке труда спрос на квалифицированных специалистов дилерских центров превышает предложение.

По мнению Виктора Алексеева, заместителя Генерального директора по развитию бизнеса холдинга «Атлант-М», в дилерском бизнесе основные специалисты (продавцы, мастера, диспоненты, руководители отделов) должны не только обладать техническими знаниями, но и быть отличными коммуникаторами, знать основы современной экономики и обладать управленческими навыками. ВУЗы таких специалистов не готовят, хотя фундаментом работы успешного дилера является именно профессиональный персонал – он дает примерно 80% результата.

Однако востребованные на рынке и хорошо оплачиваемые специальности в автобизнесе практически неизвестны рынку образования и его основному потребителю – современному молодому человеку. «В глазах обывателей еще как-то адекватно оценивается менеджер-консультант по продажам. А вот специалист автосервиса чаще всего ассоциируется с разного рода жуликоватыми персонажами. На самом деле, мастер дилерского автосервиса – это технически грамотный, хорошо образованный, отлично коммуницирующий, эмоционально выдержанный современный инженер», - говорит Виктор Алексеев.

Несмотря на кризис, спрос на дефицитных специалистов в автобизнесе превышает предложение. По информации Директора по персоналу холдинга «Атлант-М» в России Татьяны Пинашиной, в автоцентре «Атлант-М Бажова» с 2008 по настоящее время штат сотрудников подразделений послепродажного обслуживания (ППО) увеличился со 108-и до 143-х человек – рост на 40%. Проблема, как, считает Татьяна, заключается в том, что ВУЗы не готовят нужных авторитейлу специалистов – они готовят управленцев.

Созданный холдингом «Атлант-М» в 2000 году Институт бизнес-технологий (ИБТ) поначалу тоже имел «перекос» в сторону подготовки управленцев. Однако жизнь внесла свои коррективы, и программы подготовки были изменены в сторону практики.

Свои внутренние задачи по обучению персонала корпоративный университет холдинга решает. Однако специалистов «Атлант-М» не устраивает необходимость обучать вчерашних студентов тому, чему мог бы обучать профильный вуз.

Без участия работодателей ВУЗам с задачей профессионального образования не справиться. Поэтому холдинг «Атлант-М» готов сотрудничать с российскими институтами в части определения перечня и объема дисциплин для изучения на специализированных факультетах/магистратурах, а также участия в разработке программ обучения (холдинг даже готов передать институтам часть программ ИБТ). Кроме того, автодилер готов привлекать к сотрудничеству с ВУЗами автопроизводителей, и предоставлять своих специалистов для чтения лекций.

Отдельных слов заслуживает проблема формирования «правильного» менталитета сотрудников автосервиса. По мнению Виктора Алексеева, «мировые стандарты сильно отличаются от той практики «обслуживания», которая сформировалась в СССР в эпоху тотального дефицита, когда «рынок продавца» сформировал целые поколения работников сферу услуг, которые не умели, не хотели и даже не знали, как работать с клиентом таким образом, чтобы он и в следующий раз пришел к тому же продавцу. И, конечно, воспитание новой категории работников сферы услуг вообще и клиентоконтактирующих сотрудников дилерских центров в частности - процесс не простой. То, что «с молоком матери» впиталось в существо, например, немцев, весьма непросто донести до славянина».

Интересно, что «мировые стандарты обслуживания» при их использовании на постсоветском пространстве показали даже большую эффективность, чем на Западе. Ожидания клиентов, не избалованных продавцами, были существенно ниже, чем у покупателей в западных странах, привыкших к тому, что их ценят и лелеют. «Часто качество обслуживания передовых дилеров значительно превосходило заниженные ожидания клиентов, что вызывало «детский» восторг и формировало пласт приверженных дилеру клиентов», - отмечает Виктор Алексеев.

Предлагаемая холдингом «Атлант-М» система обучения выгодна всем. ВУЗы получат возможность готовить востребованных целой отраслью специалистов. Автодилеры смогут получать подготовленных молодых специалистов, причем не случайных, а сделавших осознанный выбор. Наконец, студентам такая система дает возможность получить образование по востребованной, интересной и хорошо оплачиваемой специальности.


Журнал "Финамавто"
20 08 2010


Поделиться в социальных сетях:

Вернуться к списку