Погоня за «Газелью»

В кризисном 2009 году в России продано 104 216 легких коммерческих автомобилей (полной массой от 2,8 до 6 т), подсчитал комитет производителей коммерческого транспорта Ассоциации  европейского бизнеса (АЕБ). Падение в сравнении с 2008 г., когда продали 186187 LCV, составило 44%. Это меньше, чем в сегменте легковых автомобилей: в 2009 г. их продажи снизились на 49%. Легкий коммерческий транспорт используется в коммерческом секторе - в торговле, строительстве, пассажирскихперевозках, поэтому его продажи больше связаны с общей экономической ситуацией в стране, чем с индивидуальным потребительским поведением, отмечает председатель профильного комитета АЕБ, генеральный директор Mercedes-Benz Trucks Vostok Борис Биллих.

В меньшей степени - на 30% - упал спрос на пассажирские версии всех автомобилей, больше - на 70% - на грузовые версии и шасси, говорит представитель Nissan Motor Rus Татьяна Натарова. Группа ГАЗ оценивает снижение общей емкости рынка LCV в России в 2009 г. в 62% в сравнении с 2008 г., сообщил ее официальный представитель.

В 1 квартале 2010 г. спрос на легкие коммерческие авто вслед за экономикой начал робко восстанавливаться: по данным АЕБ, продано 21 062 LCV - на 6% больше, чем годом ранее. Подвижки к увеличению спроса заметил и руководитель направления «Коммерческие автомобили» московского автоцентра «Атлант-М» Алексей Фролов. Зимой 2009 г. у всех дилеров LCV были большие стоки, спустя год цепочка продаж наладилась и запасов не стало, но пока подъем продаж не превышает обычного весеннего роста, говорит эксперт по автопрому Ernst & Young Иван Бончев.

«БИЗНЕС» ВМЕСТО «ЭКОНОМА»

Группа ГАЗ, продавшая в кризисный год на 53% меньше «Газелей» и «Соболей» (реализовано, по данным АЕБ, 51983 автомобиля), все равно сохраняет безусловное лидерство. По собственным оценкам компании, она занимала в 2009   г. более половины рынка (в 2008 г. - 58,3%, говорится в годовом отчете ОАО «ГАЗ»). Маркетинговые исследования «Соллерса» говорят о 51% группы ГАЗ в 2009 г., но на 2010   г. оставляют конкуренту 48% рынка.

Сам ГАЗ рассчитывает сохранить и укрепить позиции за счет обновления модельного ряда. 4 февраля 2010 г. с конвейера сошла первая «Газель-бизнес»: как сообщал президент группы ГАЗ Бу Андерссон, в автомобиль с учетом замечаний потребителей внесли более 20 конструктивных и 130 технологических изменений. ГАЗ продлил гарантию  новой «Газели» с 60 000 до 80 000 км, а цена автомобиля в базовой комплектации увели­чилась лишь на 30 000 руб. -до 425 000 руб.

По словам представителя группы ГАЗ, производствен­ный план по легким и средне-тоннажным коммерческим автомобилям в 2010 г. - 65 000 штук, но, сколько придется на «Газели», не уточняется.

Дополнительным стимулом продаж стала госпрограмма утилизации старых автомобилей, особенно в Нижегородской области, где суммарная компенсация (с учетом областной) до конца 2010 г. будет 150 000 руб. Группа ГАЗ предполагала, что на продажи по госпрограмме придется около 8%, но эта цифра уже перекрыта, признает представитель группы.

В последнюю неделю апреля доля «Газель-бизнес» в продажах дилеров ГАЗа достигла 40%, в мае компания намерена выпускать только «Газель-бизнес», хотя не отказывается и от стандартной «Газели», соотношение продиктует спрос, говорит представитель ГАЗа.

Качество «Газели» улучшили почти без изменения цены, этого давно требовал рынок, говорит гендиректор автозавода «СТ Нижегородец» (производит продукцию на шасси Ford Transit) Сергей Лимонников. Продукт будет и дальше востребован при грамотном продвижении, считает Бончев из Ernst & Young.

А вот антикризисный продукт ГАЗа - дешевая «Газель-эконом» без гидроусилителя руля, с двигателем 99 л. с. осталась в 2009 г. Производство ее начали 4 августа 2009 г., но, несмотря на цену в 264 000 руб., удалось продать лишь 800 машин, говорил Андерссон.

РЕЗВЫЙ DUCATO

В 2008 г. в Елабуге (Татарстан) «Соллерс» по лицензионному соглашению с Fiat начал производство LCV семейства Fiat Ducato. В 2008 г. продано 2723 автомобиля, в 2009 г. - уже 8293 автомобиля, рассказал «Ведомостям» генеральный директор завода «Соллерс-Елабуга» Адиль Ширинов. Продажи в I квартале 2010 г., по его словам, 1787 штук, план продаж на весь год - не менее 15 000. Цена фургона, по данным официального сайта, от 640 000 руб., микроавтобуса -от 849 000 руб.

У Ducato особенная ценовая ниша - между российскими (ГАЗ) и иностранными (Ford, Citroen) конкурентами, говорит Ширинов. Преимуществами автомобиля он называет «легковую» управляемость и поведение на дороге, низкий расход топлива, наличие более 20 базовых модификаций. У продукции «Соллерс-Елабуги» самая низкая стоимость владения на километр пробега, уверяет производитель: 4,05 руб. По расчетам «Соллерса», владение Ford Transit обходится в 5,26 руб. за километр пробега, «Газелью» с бензиновым двигателем - в 6,05 руб., с дизельным двигателем  - в 4,29 руб. Fiat Ducato теснит именно «Газель», считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.

Сравнивать Ducato и «Газель» некорректно - у них принципиально разные ценовые ниши, возражает Лимонников из «СТ Нижегородец». Кроме того, стоимость владения «Газелью» проверена временем, а у молодого Ducato это лишь расчетная величина, подчеркивает он.

По оценкам «Соллерса», менее чем за два года Ducato занял 45% отечественного рынка в сегменте фургонов, а в целом его доля рынка только в I квартале 2010 г. увеличилась в сравнении с 2009 г. с 6 до 9%. Глобального передела рынка LCV в кризис не произошло, но рост продаж Ducato с низкого старта стал событием, считает Беспалов.

ИНОСТРАНЦЫ В РОССИИ

Иностранные бренды LCV упали в 2009 г. «лишь» на 36% - меньше, чем легковые иномарки, говорит Натарова из Nissan Motor Rus. За счет этого доля LCV в общем объеме продаж иностранных брендов за год выросла с 3,6 примерно до 5%, продолжает она. Правда, рост был вызван значительным количеством машин 2008 г., а иногда и 2007 г., которые весь 2009 год продавались с огромными скидками. Сейчас, по данным Натаровой, остатки иностранных LCV прошлых лет в России на исходе, а новые машины еще не появились либо на них значительно выросли цены из-за скачка пошлин (на LCV - с 10 до 25%), так что восстановление продаж в сегменте LCV будет только у тех, чьи машины собираются в России.

Nissan вышел с LCV в Россию осенью 2008 г., до кризиса компания даже планировала строительство специальных дилерских центров под продажу LCV. В 2008 г. продано около 600 легких коммерческих автомобилей, в 2009 г. - около 1000 (без учета пикапа Nissan Navara, который компания позиционирует как автомобиль для поклонников активного отдыха на природе, а не как LCV), сообщила Натарова.

Volkswagen NFZ - грузовое подразделение немецкого концерна - в 2010 г. рассчитывает на рост продаж в 10%, говорит Фролов из «Атлант-М», являющегося официальным дилером VW. В 2009 г. VW потерял в продажах более 46%, снизив их до 5650 штук (данные АЕБ).

«Форд мотор компани», невзирая на кризис, считает 2009 г. успешным для своих LCV. По объему продаж (7766 машин) компания стала лучшей в России среди иностранных производителей, цитирует пресс-служба Марка Овендена, президента и управляющего директора Ford в России. С 2005 г. продажи коммерческих автомобилей компании в России росли (всего за пять лет продано 39 058 штук), а доля рынка, по словам Овендена, увеличилась с 2,25% в 2005 г. до 7,56% в 2010 г. Рост он связывает с широким выбором LCV Ford на российском рынке, низкой стоимостью владения и развитой сетью специализированных дилеров.

Правда, в I квартале 2020 г., по данным АЕБ, Ford снизил продажи LCV на 64% в сравнении с I кварталом 2009 г. - до 730 штук. В 2009 г. компания входила с большими распродажами, объясняет менеджер по связям с общественностью «Форд мотор компани» Анна Капитонова. В кризис сохранение и рост доли рынка важнее абсолютных показателей продаж, отмечает она.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Российский рынок LCV в 2009 г. упал значительнее европейского, отмечает Бончев. Популярные в Европе бренды LCV - Citroen, Peugeot, Volkswagen, Mercedes-Benz - в России имеют незначительные доли рынка. Возможность нарастить продажи в России зависит от того, захотят ли производители наряду с легковыми автомобилями собирать здесь LCV, считает эксперт. К примеру, французские игроки таких планов пока не озвучивали, но на стратегическом уровне намерения у них уже есть, предполагает Бончев. Перед глазами пример итальянского Fiat, который совместно с «Соллерсом» начал агрессивную экспансию в Россию именно с LCV, тогда как его малолитражные легковые машины здесь не очень востребованы.



"Ведомости"
№87 17 мая 2010



Поделиться в социальных сетях:

Вернуться к списку