Сергей Савицкий: Все поняли, что рынок не будет расти

 Директор холдинга Атлант-М Сергей Савицкий в интервью Auto-Dealer.ru-Петербург рассказал о своем видении текущий ситуации на российском автомобильном рынке и спрогнозировал наступление нового кризиса, а также рассказал о стратегии холдинга в условиях нестабильности, согласно которой компании интереснее покупать строящиеся автоцентры нежели строить с нуля. 
 

  

– Как холдинг завершил 2012 год и начал 2013? Довольны ли Вы продажами в первом квартале?

- 2012 год в РФ закончили в целом хорошо. Динамика роста «Атлант-М» в России и в Москве в частности в 2012 году превысила общий рост рынка и составила +20%, хотя в четвертом квартале рынок рос медленнее наших ожиданий.

А вот темп роста продаж в сравнении с таким же периодом за 1 квартал к 2012 году  составил +0 %., т.е мы продали и отпустили клиентам такое же количество а/м как и годом ранее.  Результаты продаж в целом соответствуют планам, но я ими скорее недоволен.

 

– Какие тенденции можете отметить для данного периода?

– Как я уже отметил выше, в этом году ситуация мне еще более не нравится. Связано это с двумя факторами. Первый – рынок сокращается в Москве и очень медленно растет в целом. Вполне привычно, что январь и февраль не отличаются высокими продажами, но то, что спрос упал в марте и уровень контрактования в апреле также показывает снижение – это настораживает.

Второй фактор – недопродажи четвертого квартала 2012 года сформировали большие стоки у импортеров и дилеров, соответственно, мы были вынуждены распродавать эти склады. У всех была аналогичная ситуация в январе-феврале, кто-то продолжал этот процесс в марте, некоторые избавлялись от таких машин вплоть до апреля. Как известно, распродажи всегда пагубно влияют и на доходность и на ожидания потребителей к марке: клиенты привыкают к значительным скидкам, и далее требуется врменной период, чтобы они отвыкли от этого. Уверен, что сильное влияние оказывает фактор волатильности на рынке: люди смотрят и, как следствие, думают, не отложить ли покупку в связи с событиями в мировой экономике.

 

– В период глобальных распродаж какую политику выбрал для себя холдинг – оптимизация склада, работа на прибыль, сохранение среднего чека по дополнительному оборудованию?

 – Оптимизация склада. В новый год мы вошли с явно завышенными складами: при нормальной оборачиваемости в 40-44 дня в начале года мы имели склады на уровне двух месяцев. Это связано, как я отметил, с недопродажами в последнем квартале 2012 года.

 

– Импортеры нагрузили дополнительными объемами?

 – Да, импортеры повысили планы в четвертом квартале и продолжают это делать по настоящий момент. Их тоже можно понять, запланированное производство надо продавать.

 

– Получается, ошиблись все – и импортеры, и дилеры, взявшие на себя повышенные обязательства? Наивно ожидать, что продажи ежегодно будут прирастать на 25-30%...

 – Средневзвешенный прогноз на этот год – от 0% до +4%. Все поняли, что рынок уже не будет резко идти в гору. Тем не менее меня несколько удивляет то, что большинство импортеров при столь трезвом прогнозе по рынку хотят нарастить свои продаж на 10 и более %Их можно понять: глобальная политика производства формируется на три года, и получается, что в такой ситуации необходимо перераспределить квоты. Но сейчас выходит, что и перераспределять некуда: стагнируют продажи в Европе, торможение роста и в Китае… Согласованные планы у дилеров – это гибкое понятие, импортер всегда может нагрузить автомобили и сверх оговоренной квоты… Всем участникам рынка нужно время, чтобы перестроиться.

 

– В заявленной ранее стратегии развития холдинга значилось, что компания намерена покупать автоцентры начиная с 2014 года. Все в силе или есть изменения?

 – За последние месяцы мы получили большое количество предложений от региональных дилеров о покупке их бизнеса… Это говорит о ситуации в автобизнесе: многие собственники начинают задаваться вопросом «А нужно ли мне это?.. Зачем?». Изменились сроки окупаемости инвестиций. Если речь идет о новых концептуальных решениях, то мы живем в термине 10 лет… Все сложнее зарабатывать на дополнительном оборудовании и других опциях. Импортеры научилилсь продавать через дилеров свои кредитные продукты, специальные сервисные пакеты, финансовые и страховые услуги и многое другое. Все это изменяет условия работы дилерского бизнеса.

В том числе и поэтому наша стратегия не поменялась: выйдя из кризиса 2008 года, мы четко решили для себя, что будем готовиться к новому кризису, чтобы покупать автоцентры, так как в текущих условиях строить предприятия с нуля достаточно тяжело. Не только исходя из ресурсоемкости, но и с точки зрения получения франшизы, открытия и наращивания клиентской базы и т.п.

 

– Этот кризис уже начинается?

 – На этот вопрос, я думаю, никто не знает ответа. Ситуация очень волатильная, и рынок очень податливый: любое событие его может опрокинуть. Речь идет о событиях в макроэкономическом масштабе. Я являюсь сторонником того, что циклы семи-восьмилетнего повторения мировых кризисов сохранятся. Следующий такой кризис мы ожидаем в 2015-2016 годах – тогда можно будет купить готовый бизнес ниже себестоимости и мы на это рассчитываем. Также мы готовы взять автоцентры в долгосрочную аренду или управление. К следующему кризису мы должны собрать «мешок денег» – тогда у нас будут выгодные предложения и возможность выбирать из них наиболее перспективные.

 

– Где холдинг больше зарабатывает – в столицах или в регионах?

– В столицах. Есть две модели поведения компаний. При первой дилер сильно ориентируется на стоимость бизнеса, когда конечная цель – привлечение инвестора или выход на IPO. В таком случае очень важно количество активов, широта дилерской сети, рост продаж и оборота. Вторая модель – формирование прибыли, когда валовые показатели  менее значимы, чем рентабельность бизнеса. Мы выбрали второй вариант развития. Сейчас рентабельность в столицах (по крайней мере, до этого года была) значительно лучше региональной.

 

– Вы довольны результатами подразделений холдинга в Орле, Смоленске, Тюмени?

– В регионах мы больше ничего не будем строить. Продавать не планируем по причине отсутствия покупателей. В настоящий момент у нас убыточных автоцентров нет. Мы прибыльны, поэтому реализовывать активы ниже какой-то комфортной цены для нас психологически неприемлемо. Тем не менее мы всегда открыты к предложениями. Мы готовы продать региональные центры, если кто-то захочет укрупниться. В стратегии у нас ключевые места занимают четыре города – Москва, Санкт-Петербург, Минск и Киев.

 

– Кстати, о Петербурге. Какова перспектива автоцентра «Атлант-М» в Девяткино? 

– В данной локации нам интересны премиальные франшизы и бренды выше среднего ценового сегмента. Мы подали заявки нескольким импортерам, ждем решения. В случае если нам удастся договориться с премиальным брендом, мы готовы инвестировать в строительство съезда с кольцевой автодороги, который оцениваем в $3-5 млн. Если же получить такую франшизу не получится, будем рассматривать вариант продажи или сдачи автоцентра в аренду. Окупить такое предприятие в партнерстве с массовым брендом нам не представляется реальным.

 

– Давно назрел вопрос о реконструкции автоцентра «Атлант-М Балтика». Есть ли движение в этом направлении?

– Основная сложность здесь сводится к решению проблемы, как провести эту реконструкцию без закрытия автоцентра и потери существующих клиентов. Мы рассматривали несколько вариантов, от полного закрытия до параллельного строительства нового здания. В итоге, мне кажется, нам удалось найти решение, позволяющее не закрывать центр на реконструкцию. В текущем году мы намерены сделать эксиз проекта, согласовать его с импортером и начать рабочее проектирование. Возможно, в следующем году мы выйдем на старт строительных работ.

 

– В какую сумму оцениваете инвестиции в реконструкцию и срок окупаемости?

 - Пока у нас нет такой информации.

  

– Вы продаете земельный участок на кольцевой автодороге в районе Кудрово: из 16 гектар решили оставить себе только четыре…

– С точки зрения выбранной нами стратегии, для того чтобы строить автоцентры, помимо денег необходимо иметь профессиональную управляющую строительством компанию. В условиях минувшего кризиса мы расформировали все инвестиционные департаменты в регионах, оставив небольшой штат для достройки автоцентра в Девяткино и завершения строительства комплекса из трех автоцентров  на Дмитровском шоссе в Москве. Но это не те структуры, которые могут реализовывать большую инвестиционную программу в регионе. Поэтому было принято решение о продаже 12 га земли. Сейчас мы рассматриваем варианты. При этом если будет хорошее предложение, то мы готовы продать и все 16 га в Кудрово.

 

– Планы были по-настоящему наполеоновские в этой локации…

 – Да, в Кудрово нам виделся целый автоград. Но все эти планы были сформированы исходя из докризисного понимания автомобильного рынка, когда и рентабельность была другая, и требования импортеров были несколько скромнее. В нынешних условиях такие проекты для нас не имеют целесообразности.



Поделиться в социальных сетях:

Вернуться к списку