Анализ и прогноз важнейших тенденций и изменений на автомобильном рынке Украины, России и Беларуси. Январь - Апрель 2013 год

АНАЛИЗ 

ВАЖНЕЙШИХ ТЕНДЕНЦИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ
НА АВТОМОБИЛЬНОМ РЫНКЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УКРАИНЫ

Подготовлено Отделением Стратегического развития «Атлант-М»

Май 2013

ОБЩИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

В апреле рост российского рынка прекратился, и он оказался несколько ниже уровня апреля 2012 г. Вместе с тем надо отметить, что второй квартал прошлого года вообще характеризовался рекордными продажами, а во втором полугодии рынок пошел на спад.

 

Рис. 1. Объемы продаж новых иномарок в 2010- 2013 гг. в РФ по месяцам

 

Основная причина депрессии авторынка – в стагнации экономики России в целом. Действующая модель государственного управления неплохо обеспечивает сохранение стабильности цен и курса российского рубля (его ослабление выше 36 рублей по бивалютной корзине не вызывает тревоги – то же самое было в июне-июле прошлого года). Более сложные задачи по обеспечению экономического роста за счет улучшения правил игры, прозрачности государственного управления и повышения эффективности – решать не получается. Также не происходит сокращения социального неравенства, что могло бы численно увеличить средний класс населения – традиционных покупателей новых автомобилей.

В этой ситуации рост доходов населения достаточно вялый, притока покупателей новых автомобилей (вместо подержанных) не происходит. Рынок поддерживает активность за счет замены автомобилей тем же пулом клиентов, и при любых негативных новостях может заметно упасть – так как покупатели могут и отложить замену автомобиля.

Украинский рынок в апреле предсказуемо показал очень высокий результат за счет спроса на машины, ввезенные до применения специальной пошлины. Так, например, ускорили свои покупки многие крупные корпоративные клиенты. В результате достигнут самый высокий объем продаж за один месяц за весь период после декабря 2008 года.

 

Рис. 2. Объемы продаж новых иномарок в 2010- 2013 гг. в Украине по месяцам

Результаты мая еще будут испытывать остаточное воздействие данного эффекта (продажи машин, экстренно растаможенных до 12 апреля). В июне-июле рынок существенно сократится и вернется к своему ”сонному” состоянию. В экономике не происходит серьезных событий, и ситуация остается той же, что в последние месяцы.

 

АНАЛИЗ ИТОГОВ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА ЗА ЯНВАРЬ-АПРЕЛЬ 2013 ГОДА 

Общие итоги 4 месяцев 2013

Покажем общие итоги продаж новых иномарок (включая местную сборку) в России за январь-апрель 2013 года относительно аналогичного периода 2006-2012 гг. (общая динамика, тыс. автомобилей).

 

Рис. 3. Объемы продаж новых иномарок за 4 мес. 2006- 2013 гг. в РФ

Российский рынок в январе-апреле 2013 показал небольшое падение в -0,3%.

В Украине наблюдается рост продаж на 8,2%, при том, что в первые месяцы года рынок минусовал к прошлому году. Налицо результат влияния спецпошлин на импорт.

Отметим также, что итоги января-апреля максимальны за весь послекризисный период.

Рис. 4. Объемы продаж новых иномарок за 4 мес. 2006- 2013 гг. в Украине


Поквартальные темпы прироста российского рынка в 2010-2013 гг. представлены ниже. Падение продолжается:

 

Рис. 5 Темпы прироста объемов продаж новых иномарок в РФ
по отношению к соответствующему периоду предыдущего года

Относительные темпы прироста в Украине: (апрель очень сильно выбивается из картины, но по итогам мая-июня ситуация будет другой)

 

Рис. 6 Темпы прироста объемов продаж новых иномарок в Украине
по отношению к соответствующему периоду предыдущего года

 

Покажем ТОП-20 продаж новых иномарок в России в разрезе отдельных брендов по итогам 4 месяцев 2013 года (см. таблицу). Цветным фоном выделены марки Атлант-М в России.
 

Место
2013

Место
2012

Марка

Продажи за
янв-апр. 2013

Продажи за
янв-апр. 2012

Прирост
продаж

1

1

Renault

67208

57217

17%

2

3

Kia

60027

56615

6%

3

2

Hyundai

56582

56908

-1%

4

4

VW

54394

55636

-2%

5

6

Toyota

44610

48790

-9%

6

5

Nissan

44188

53923

-18%

7

8

Chevrolet

34741

36158

-4%

8

7

Ford

32289

39651

-19%

9

10

Opel

26731

24553

9%

10

12

Mitsubishi

26322

19326

36%

11

9

Skoda

26107

27978

-7%

12

11

Daewoo

20139

23067

-13%

13

13

GM-АвтоВАЗ

17748

19270

-8%

14

16

Mercedes

13366

11096

20%

15

14

Mazda

12831

16087

-20%

16

20

BMW

12063

10264

18%

17

19

Audi

11929

10461

14%

18

15

Peugeot

11607

14453

-20%

19

21

SsangYong

9409

9204

2%

20

18

Suzuki

8954

10717

-16%

Лидером прироста продаж за 4 месяца 2013 года среди ТОП-20 стала марка Mitsubishi. Следом идёт Mercedes.

Лидирующую позицию в рейтинге занимает марка Renault, далее идут Kia, Hyundai и Volkswagen.

Значительное падение продаж наблюдается у Mazda, Peugeot, Ford и Nissan.

Для большей наглядности на диаграмме ниже представлено, какие марки ТОП-20 показали наибольший прирост продаж в России по итогам 4 месяцев 2013 года относительно аналогичного периода 2012 года (марки Холдинга выделены желтым цветом). Отметим, что рынок балансирует практически на нуле.

Рис. 7. Изменение объемов продаж за 4 мес. 2013 г.
по сравнению с 4 мес. 2012 г. в России по маркам

Сегмент премиальных марок в РФ показал прирост в 9%. Лидерскую позицию занимает Mercedes.

 

Марка премиум

Продажи за
янв-апр. 2013

Продажи за
янв-апр. 2012

Прирост
продаж

Mercedes

12 165

10 141

20%

BMW

12 063

10 264

18%

Audi

11 929

10 461

14%

Land Rover

6 141

5 825

5%

Lexus

4 938

3 926

26%

Другие

10 165

12 225

-17%

Премиум сегмент

57 401

52 842

9%

 

 Автомобильный рынок Украины за 4 месяца 2013 года.

Покажем TOП-20 продаж новых иномарок в Украине в разрезе отдельных брендов по итогам 4 месяцев 2013 г. по сравнению с тем же периодом 2012 года.

Место
2013

Место
2012

Марка

Продажи за
янв-апр. 2013

Продажи за
янв-апр. 2012

Прирост
продаж

1

1

Hyundai

6493

6331

3%

2

2

VW

5251

5423

-3%

3

3

Kia

5063

4550

11%

4

10

Geely

4818

2735

76%

5

6

Toyota

4273

3751

14%

6

8

Nissan

4198

3455

22%

7

5

Renault

3421

3991

-14%

8

9

Ford

3222

2792

15%

9

4

Skoda

3060

4164

-27%

10

7

Chevrolet

2081

3485

-40%

11

11

Mitsubishi

1744

1556

12%

12

14

Fiat

1489

1131

32%

13

16

Citroen

1459

924

58%

14

12

Peugeot

1394

1308

7%

15

18

Ssang Yong

1133

756

50%

16

17

Mercedes

966

774

25%

17

19

Audi

888

717

24%

18

22

Opel

863

589

47%

19

20

Honda

849

712

19%

20

25

Mazda

833

423

97%

Наибольший прирост продаж показала Mazda, чуть меньший Geely. Премиум-марки Audi и Mercedes* показали прирост в 24% и 25% соответственно.

Для большей наглядности на диаграмме ниже представлено, какие марки ТОП-20 показали наибольший прирост и падение продаж по итогам 4 месяцев 2013 года (марки Холдинга в Украине выделены желтым цветом).

* - с учетом коммерческих


Рис. 8. Изменение объемов продаж за 4 мес. 2013 г.
по сравнению с 4 мес. 2012 г. в Украине по маркам


Сегмент премиальных автомобилей вырос на 11% по сравнению с 4 месяцами 2012г. Лидерскую позицию занимает Mercedes. Больше всего в продажах теряет Lexus

Марка премиум

Продажи за
янв-апр. 2013

Продажи за
янв-апр. 2012

Прирост
продаж

Mercedes

894

730

22%

Audi

888

717

24%

BMW

619

656

-6%

Land Rover

559

431

30%

Lexus

386

468

-18%

Другие

802

740

8%

Премиум сегмент

4 148

3 742

11%

Поскольку «пошлинный синдром» кардинально вмешался в общую картину рынка, считаем важным показать цифры апрельских продаж.

Ниже в таблице приведены приросты продаж ТОП-20 иномарок за апрель 2013 года, по сравнению с мартом этого же года.

1

Hyundai

41%

2

Volkswagen

54%

3

Kia

41%

4

Geely

16%

5

Toyota

42%

6

Renault

58%

7

Nissan

-8%

8

Ford

30%

9

Skoda

23%

10

Chevrolet

33%

11

Citroen

43%

12

Mitsubishi

26%

13

Peugeot

50%

14

Fiat

47%

15

Ssang Yong

41%

16

Mazda

94%

17

Mercedes

32%

18

Opel

39%

19

Honda

42%

20

Chery

36%

В ТОП-10 наибольший прирост у Renault и Volkswagen. Mazda,занимающая 16-ю позицию в рейтинге, практически удвоила продажи. Самые большие потери (минус 8%) у Nissan.

 


Поделиться в социальных сетях:

Вернуться к списку