Анализ и прогноз важнейших тенденций и изменений на автомобильном рынке Украины, России и Беларуси. Январь - Май 2013 год

АНАЛИЗ
ВАЖНЕЙШИХ ТЕНДЕНЦИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ
НА РЫНКЕ ИНОМАРОК
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УКРАИНЫ

Подготовлено Отделением Стратегического развития «Атлант-М»

Июнь 2013

ОБЩИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА АВТОМОБИЛЬНОМ РЫНКЕ И В ЭКОНОМИКЕ

В мае на российском рынке иномарок продолжился постепенный спад. Он еще более заметен на фоне того, что II квартал 2012 года был лучшим в истории рынка (см. диаграмму).

Главная, по большому счету, причина такого негативного тренда – из-за стагнации экономики не происходит увеличения количества домохозяйств, способных приобрести новый автомобиль. А по существующим покупателям в значительной степени достигнута точка насыщения.

 

Рис. 1. Объемы продаж новых иномарок в 2010- 2013 гг. в РФ по месяцам

Мы видим несколько возможных сценариев развития рынка, но вероятность кризисного представляется очень низкой.

Наиболее вероятно сохранение существующей инерционной модели развития в экономике. Некоторые отличия от предыдущих лет – косметические изменения в курсовой и бюджетной политике.

Можно предположить, что в ближайшие месяцы курс российского рубля к корзине валют останется в пределах коридора, однако будет держаться ближе к его верхней границе, чем раньше (37-38 рублей). Другими словами, при курсе доллар-евро 1,33-1,34 курс доллара к российскому рублю будет на уровне 32-32,5 рублей. А если курс евро вернется к отметке 1,3 доллара, то в российской валюте доллар будет стоить уже свыше 33 рублей.

 

Рис. 2. Курс российского рубля к корзине доллар-евро и коридор привязки

С точки зрения ситуации на валютном рынке в целом – все по-прежнему под контролем Банка России, золотовалютные резервы которого имеют двукратный запас прочности. Однако в условиях ухудшающегося сальдо счета текущих операций и сильного оттока капитала имеет смысл мягкое ослабление российского рубля.

Вместе с тем в тех масштабах, которые можно прогнозировать, ослабление рубля не окажет сильного воздействия на рост экспорта и ограничение импорта.

Второй важный аспект – бюджетная политика. Сейчас мы сравниваем 2013 год с предвыборным 2012 годом, когда, особенно в течение последнего квартала 2011 и первого квартала 2012 года осуществлялись значительные бюджетные расходы и мероприятия, нацеленные на повышение реальных доходов населения. На этот период пришелся и пик государственных инвестиций в ряд имиджевых инфраструктурных проектов, что тоже подстегнуло внутренний спрос.

С другой стороны, ряд болезненных мер вроде повышения тарифов естественных монополий, был сдвинут на середину 2012 года. Поэтому во II квартале 2012 г. ощущение собственного благосостояния и потребительский оптимизм населения были на очень высоком уровне.

В настоящее время бюджетная политика является более сдержанной. Процентные ставки остаются на прежнем уровне, который можно считать довольно высоким в сравнении с рынками развитых стран. Предстоящая смена руководства Банка России сделает денежно-кредитную политику чуть более стимулирующей, но темпы роста экономики останутся незначительными.

Таким образом, в предстоящие месяцы вероятна стабилизация рынка на том уровне, куда он опустился в мае, с небольшими колебаниями. В конце 2013 года ситуация станет чуть лучше, поскольку мы ее будем сравнивать уже с IV кварталом 2012 года, более скромным в части продаж.

На рынок может повлиять и введение, по требованию западных стран, утилизационного сбора на автомобили, собираемые в России. В этом случае цена их возрастет в среднем на 5% (а по дешевым моделям, скажем, АвтоВАЗ, еще сильнее). Поскольку ближайшей возможной датой для такого сбора является на данный момент 1 октября 2013 г., рынок может столкнуться с ажиотажным спросом

Украинский рынок в мае откатился до уровня 2011 года. Скорее всего, летние месяцы также не порадуют дилеров хорошими продажами и могут оказаться даже несколько ниже, чем в мае.

Вместе с тем законодательных изменений на рынке пока не произошло, поэтому можно ожидать сезонного оживления рынка в осенние месяцы.

 

Рис. 3. Объемы продаж новых иномарок в 2010- 2013 гг. в Украине по месяцам

С точки зрения экономики изменений к лучшему пока не происходит. С другой стороны, на валютном рынке существует определенная стабильность, то есть ситуация пока по крайней мере не ухудшается. Состояние золотовалютных резервов Украины относительно сальдо внешней торговли и денежных агрегатов (см. диаграмму) таково, что с некоторыми оговорками позволяет поддерживать официальный курс гривны на существующем уровне. При этом девальвация как мера стимулирования экономики, по-видимому, применена не будет.

 

Рис. 4. Индикаторы достаточности золотовалютных резервов Нацбанка Украины
(100% - нормальный уровень)

 

АНАЛИЗ ИТОГОВ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА ЗА ЯНВАРЬ-МАЙ 2013 ГОДА

Общие итоги 5 месяцев 2013 по странам

Покажем общие итоги продаж новых иномарок (включая местную сборку) в России за январь-май 2013 года относительно аналогичного периода 2006-2012 гг. (общая динамика, тыс. автомобилей).

 

Рис. 5. Объемы продаж новых иномарок за 5 мес. 2006- 2013 гг. в РФ

Российский рынок в январе-мае 2013 показал падение в -2,5% к прошлому году.

В Украине наблюдается прирост продаж на 1,2%, в основном за счет марта-апреля.

Рис. 6. Объемы продаж новых иномарок за 5 мес. 2006- 2013 гг. в Украине

Рассмотрим подробнее общие итоги продаж новых иномарок (включая местную сборку) в России и Украине за май 2013 г. относительно мая 2012 г. и среднемесячных продаж I квартала 2013г.

Рис. 7. Объемы продаж новых иномарок в РФ и Украине
в мае 2012 и 2013 гг. и в
I кв. 2013 г.

В РФ май 2013 года показал падение в 10% к маю 2012 года и рост в 12,7% к среднемесячным продажам I квартала 2013 года. Рост к I кварталу обусловлен низкой базой продаж января 2013.

Рынок Украины показал падение продаж по отношению к маю 2012 года (-21%), и рост по отношению к среднемесячным продажам I квартала 2013 года (+9,3%).

Поквартальные темпы прироста российского рынка в 2010-2013 гг. представлены ниже.

Рис. 8 Темпы прироста объемов продаж новых иномарок в РФ
по отношению к соответствующему периоду предыдущего года


Относительные темпы прироста в Украине:
 

Рис. 9. Темпы прироста объемов продаж новых иномарок в Украине
по отношению к соответствующему периоду предыдущего года

Автомобильный рынок России за апрель-май 2013 года.

Покажем ТОП-20 продаж новых иномарок в России в разрезе отдельных брендов по итогам апреля-мая 2013 года (см. таблицу). Для нас в данном случае важна именно краткосрочная тенденция. Цветным фоном выделены марки Атлант-М в России.

Место
2013

Место
2012

Марка

Продажи за
апр-май 2013

Продажи за
апр-май 2012

Прирост
продаж

1

1

Renault

37754

36417

4%

2

2

Kia

35605

34380

4%

3

4

Hyundai

31873

31972

0%

4

3

VW

30171

32545

-7%

5

5

Toyota

28987

29438

-2%

6

6

Chevrolet

19240

26070

-26%

7

7

Nissan

18775

23719

-21%

8

8

Ford

17788

23421

-24%

9

10

Skoda

15119

17254

-12%

10

11

Opel

13275

14680

-10%

11

12

Mitsubishi

13202

13110

1%

12

13

GM-АвтоВАЗ

9699

10470

-7%

13

17

Mercedes

7996

6875

16%

14

9

Daewoo

7782

18098

-57%

15

20

BMW

6885

6027

14%

16

18

Audi

6802

6337

7%

17

14

Peugeot

6055

7720

-22%

18

16

Mazda

5388

7185

-25%

19

19

Citroen

5102

6158

-17%

20

15

Suzuki

5060

7565

-33%

Для большинства участников рейтинга ТОП-20 характерно падение продаж. Исключением являются в первую очередь премиальные марки Mercedеs, BMW и Audi. Среди «народных» марок положительный прирост у Renault, Kia и Mitsubishi.

Значительное падение в рейтинге показала Daewoo (- 5 позиций), а наибольший рост – BMW (+ 5 позиций).

Для большей наглядности на диаграмме ниже представлено, какие марки ТОП-20 показали наибольший прирост продаж в России по итогам апреля-мая 2013 года относительно аналогичного периода 2012 года (марки Холдинга выделены желтым цветом – все они в минусе).

Рис. 10. Изменение объемов продаж за апр-май 2013 г.
по сравнению с тем же периодом 2012 г. в России по маркам

Сегмент премиальных марок в РФ показал прирост в 2%. Лидерскую позицию занимает Mercedes.

 

Марка премиум

Продажи за
апр-май 2013

Продажи за
апр-май 2012

Прирост
продаж

Mercedes (легковые)

7 275

6 279

16%

BMW

6 885

6 027

14%

Audi

6 802

6 337

7%

Land Rover

3 244

3 131

4%

Lexus

2 992

2 719

10%

Другие

5 280

7 459

-29%

Премиум сегмент

32 478

31 952

2%

 

Автомобильный рынок Украины за 5 месяцев 2013 года.

Покажем TOП-20 продаж новых иномарок в Украине в разрезе отдельных брендов по итогам 5 месяцев 2013 г. по сравнению с тем же периодом 2012 года.

Место
2013

Место
2012

Марка

Продажи за
янв-май 2013

Продажи за
янв-май 2012

Прирост
продаж

1

1

Hyundai

7914

8177

-3%

2

2

VW

6547

7087

-8%

3

3

Kia

5971

6129

-3%

4

10

Geely

5787

3558

63%

5

6

Toyota

5431

5110

6%

6

8

Nissan

4880

4347

12%

7

5

Renault

4220

5162

-18%

8

4

Skoda

3936

5432

-28%

9

9

Ford

3879

3578

8%

10

7

Chevrolet

2566

4376

-41%

11

11

Mitsubishi

2129

1970

8%

12

14

Fiat

1900

1495

27%

13

16

Citroen

1749

1333

31%

14

12

Peugeot

1726

1724

0%

15

19

Ssang Yong

1341

963

39%

16

18

Mercedes

1285

1045

23%

17

23

Mazda

1096

624

76%

18

22

Opel

1071

774

38%

19

20

Audi

1059

897

18%

20

17

Honda

1021

1075

-5%

Наибольший прирост продаж за 5 месяцев показали Mazda и Geely. Наибольшее падение у Chevrolet, Skoda и Renault.

Наибольший рост в рейтинге показали Geely (+ 6 позиций), Mazda (+5 позиций), SsangYong и Opel (по +4 позиции). Наибольшее падение в рейтинге показала Skoda (- 4 позиции).

Для большей наглядности на диаграмме ниже представлено, какие марки ТОП-20 показали наибольший прирост и падение продаж по итогам 5 месяцев 2013 года (марки Холдинга в Украине выделены желтым цветом).

Рис. 11. Изменение объемов продаж за 5 мес. 2013 г. по сравнению с 5 мес. 2012 г. в Украине по маркам 

Сегмент премиальных автомобилей вырос на 9% по сравнению с 5 месяцами 2012г. Лидерскую позицию удерживает Mercedes.

Марка премиум

Продажи за
янв-май 2013

Продажи за
янв-май 2012

Прирост
продаж

Mercedes (легковые)

1 154

936

23%

Audi

1 059

897

18%

BMW

781

837

-7%

Land Rover

685

539

27%

Lexus

510

565

-10%

Другие

982

980

0%

Премиум сегмент

5 171

4 754

9%



Поделиться в социальных сетях:

Вернуться к списку