Анализ и прогноз важнейших тенденций и изменений на автомобильном рынке Украины, России и Беларуси. Январь - Июль 2013 год

 АНАЛИЗ 

ВАЖНЕЙШИХ ТЕНДЕНЦИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ
НА РЫНКЕ ИНОМАРОК
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УКРАИНЫ

Подготовлено Отделением Стратегического развития «Атлант-М»

 

Август 2013

ОБЩИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА АВТОМОБИЛЬНОМ РЫНКЕ

В июле рынок России немного снизился по сравнению с июнем, но не так сильно, как в 2011 и в 2012 гг. – и это немного обнадеживает (см. диаграмму).

 

Рис. 1. Объемы продаж новых иномарок в 2010- 2013 гг. в РФ по месяцам

В экономике по большому счету ничего не меняется. Цены на товары сырьевого экспорта остаются высокими, как и сальдо внешней торговли. С другой стороны, наблюдается высокий отток капитала из России – фактически, изъятие и вывод из страны сырьевой ренты российским государственным капитализмом.

Некоторое ослабление российского рубля и его приближение к верхней границе валютной корзины (около 38 рублей) является в принципе объективным процессом и для экономики скорее благоприятно. Видимо, курс российского рубля к корзине стабилизируется на достигнутом уровне, а курс к доллару может находиться в коридоре 33-34 рубля в зависимости от пары ”доллар-евро”.

Для автомобильного рынка эта тенденция скорее отрицательна, так как может привести к некоторому росту рублевых цен, особенно для автомобилей, произведенных полностью или частично в еврозоне.

В ближайшие месяцы объемы продаж 2013 года будут приближаться ”снизу” к уровням 2012 года, так как в IV квартале прошлого года наблюдалось падение рынка.

 

 

Разговор про украинский рынок начнем с экономики.

Складывается впечатление, что нижняя точка экономического кризиса пройдена (статистически она пришлась на май 2013 г.). Относительно жесткая денежно-кредитная политика, направленная на стабильность курса гривны и цен, привела к падению производства на протяжении более года, однако теперь у экономики появляется шанс для постепенного роста.

Основные характеристики ситуации на данный момент:

  • Курс гривны стабилен, и вероятно останется стабильным до конца года;

  • Инфляция практически отсутствует;

  • Экономический спад продолжается, но его темпы не увеличиваются. ВВП за 7 месяцев сократился на 1,1%, промышленное производство - на 5,3% по сравнению с тем же периодом прошлого года

  • Стоимость денег в экономике, которая была крайне завышена из-за риска девальвации, начинает постепенно снижаться. Существенно упала средняя процентная ставка по депозитам населения (в среднем на 5 п.п. за первое полугодие), идет некоторое снижение и по кредитам. Однако нынешний уровень процентных ставок по гривне по-прежнему неприемлем для массового кредитования предприятий и физлиц (в условиях стабильности курса это фактически 16-18% годовых в валюте).

  • Банки по-прежнему закладывают в ставку по автокредитам свои валютные риски. Даже при том, что курс гривны стабилен длительное время, они в планировании исходят из курса на конец 2013 года на уровне 8,4-9 гривен за доллар.

  • Нацбанк Украины нацелен на дальнейшее снижение процентных ставок на рынке и в этих целях за последние месяцы дважды снижал свою учетную ставку (в итоге с 7,5% до 6,5% годовых).

  • Отрицательное сальдо торгового баланса остается высоким примерно на уровне прошлого года, и улучшения ждать не приходится.

  • Украина проходит полосу значительных выплат по внешним долгам, а привлечение внешних кредитов и размещение еврооблигаций затруднено из-за неблагоприятной конъюнктуры. Золотовалютные резервы страны постепенно сокращаются, и сейчас составляют около 23 млрд. долларов (год назад было 30 млрд.).

  • Структура экономики и методы управления ею остаются архаичными и не способствуют качественному экономическому росту.

Главным риском, на наш взгляд, остается именно внешний баланс Украины и нехватка золотовалютных резервов.

Индикаторы достаточности резервов за последнее время уменьшились и находятся в небезопасной зоне. Риски дефолта по внешним обязательствам и девальвации в среднесрочной перспективе пока не сняты.

Эксперты финансовой системы Украины отмечают, что резервы уже недостаточны с теоретической точки зрения для покрытия трехмесячного импорта (что мы видим и на нашем графике), но считают, что пока они выше критического уровня (который оценивается в 15-17 млрд. долларов).

Исходя из этого, мы считаем, что курс гривны может оставаться относительно стабильным в течение ближайшего полугодия. За это время ситуация с долгосрочным прогнозом может стать более определенной.

 

Рис. 2. Индикаторы достаточности золотовалютных резервов Нацбанка Украины
(100% отражают теоретически достаточный уровень)

На автомобильном рынке в июле продажи иномарок возросли в сравнении с июнем, что соответствует сезонным тенденциям. Вместе с тем какого-либо ажиотажа в связи с утилизационным сбором не наблюдалось – активность стала возрастать только во второй декаде августа, которого пока на графике нет. Как мы уже не раз отмечали, ожидается краткосрочный рост рынка в августе-сентябре, который сменится падением и стагнацией.

 

 Рис. 3. Объемы продаж новых иномарок в 2010- 2013 гг. в Украине по месяцам

АНАЛИЗ ИТОГОВ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА ЗА ЯНВАРЬ-ИЮЛЬ 2013 ГОДА

Общие итоги 7 месяцев 2013 по трем странам

Покажем общие итоги продаж новых иномарок (включая местную сборку) в России за январь-июль 2013 года относительно аналогичного периода 2006-2012 гг. (общая динамика, тыс. автомобилей).

 

 Рис. 4. Объемы продаж новых иномарок за 7 мес. 2006- 2013 гг. в РФ

За 7 месяцев 2013 года рынок упал на 3,8% по сравнению с прошлым годом.

Рынок Украины при всей своей несхожести с российским показал падение продаж к прошлому году также на 3,8%.

Рис. 5. Объемы продаж новых иномарок за 7 мес. 2006- 2013 гг. в Украине

 

Рассмотрим подробнее общие итоги продаж новых иномарок (включая местную сборку) в России и Украине за июль 2013 г. относительно июля 2012 г. и среднемесячных продаж II квартала 2013г.

Рис. 6. Объемы продаж новых иномарок в РФ и Украине
в июле 2012 и 2013 гг. и в
II кв. 2013 г.

И в России, и в Украине рынок в июле сложился практически на уровне среднемесячных продаж апреля-июня, и оказался ниже, чем в июле 2012 г.

Поквартальные темпы прироста российского рынка в 2010-2013 гг. представлены на диаграмме. В июле падение не столь велико, как во II квартале. 

Рис. 7 Темпы прироста объемов продаж новых иномарок в РФ
по отношению к соответствующему периоду предыдущего года

 

Относительные темпы прироста в Украине представлены на следующей диаграмме. Рынок продолжает ”минусовать”, и эта ситуация сохранится до конца года.  

Рис.8 Темпы прироста объемов продаж новых иномарок в Украине
по отношению к соответствующему периоду предыдущего года

 

Автомобильный рынок России за 7 месяцев 2013 года.

Покажем ТОП-20 продаж новых иномарок в России в разрезе отдельных брендов по итогам 7 месяцев 2013 года (см. таблицу). Цветным фоном выделены марки Атлант-М в России.

Место
2013

Место
2012

Марка

Продажи за
янв-июл. 2013

Продажи за
янв-июл. 2012

Прирост
продаж

1

1

Renault

122646

112202

9%

2

2

Kia

111969

108106

4%

3

4

Hyundai

104221

103545

1%

4

3

VW

99593

104854

-5%

5

6

Toyota

87653

90899

-4%

6

5

Nissan

75352

92131

-18%

7

7

Chevrolet

65871

81258

-19%

8

8

Ford

60416

73755

-18%

9

9

Skoda

49652

54684

-9%

10

11

Opel

46144

47166

-2%

11

12

Mitsubishi

43662

38223

14%

12

10

Daewoo

31182

50549

-38%

13

13

GM-АвтоВАЗ

29816

34497

-14%

14

16

Mercedes

26281

21916

20%

15

14

Mazda

23442

27830

-16%

16

19

BMW

22789

19389

18%

17

20

Audi

21135

19320

9%

18

15

Peugeot

20464

26043

-21%

19

21

SsangYong

19516

17546

11%

20

18

Citroen

16772

19716

-15%

Половина участников рейтинга показали падение продаж. Хуже всего обстоят дела у Daewoo (марка скоро будет почти вытеснена с рынка), Peugeot, Ford, Chevrolet (падение порядка 20%).

На фоне конкурентов значительный прирост продаж показали Mercedes, BMW, Mitsubishi.

Для большей наглядности на диаграмме ниже представлено, какие марки ТОП-20 показали наибольший прирост продаж в России по итогам 7 месяцев 2013 года относительно аналогичного периода 2012 года (марки Холдинга выделены желтым цветом).

Рис. 9. Изменение объемов продаж за 7 мес. 2013 г.
по сравнению с 7 мес. 2012 г. в России по маркам

 

Из брэндов Холдинга только Opel показывает динамику чуть лучше среднерыночной. Перелома этой тенденции пока не наблюдается.

Сегмент премиальных марок в РФ показал прирост в 6%. Лидерскую позицию занимает Mercedes.

 

 

Автомобильный рынок Украины за 7 месяцев 2013 года.

Покажем TOП-20 продаж новых иномарок в Украине в разрезе отдельных брендов по итогам 7 месяцев 2013 г. по сравнению с тем же периодом 2012 года.

Место
2013

Место
2012

Марка

Продажи за
янв-июл. 2013

Продажи за
янв-июл. 2012

Прирост
продаж

1

1

Hyundai

10618

11808

-10%

2

2

VW

8797

10021

-12%

3

3

Kia

7829

9014

-13%

4

10

Geely

7748

5688

36%

5

4

Toyota

7647

8138

-6%

6

7

Nissan

6479

6334

2%

7

6

Renault

6321

7368

-14%

8

5

Skoda

6064

7580

-20%

9

9

Ford

5723

5750

0%

10

8

Chevrolet

3447

5806

-41%

11

14

Fiat

2853

2287

25%

12

11

Mitsubishi

2813

2856

-2%

13

12

Peugeot

2748

2605

5%

14

15

Citroen

2593

2057

26%

15

18

Mercedes

1933

1633

18%

16

19

Ssang Yong

1772

1399

27%

17

17

Honda

1761

1820

-3%

18

23

Mazda

1542

913

69%

19

13

Daewoo

1465

2292

-36%

20

20

Audi

1443

1340

8%

Из участников рейтинга ТОП-20 наибольший прирост показала Mazda (+69%), Geely (+36%), Ssang Yong, Citroen и Fiat.

Наибольший подъем в рейтинге показали Geely и Mazda. Наибольшее падение продаж и рейтинга у Chevrolet и Daewoo.

Покажем то же самое графически:

Рис. 10. Изменение объемов продаж за 7 мес. 2013 г.
по сравнению с 7 мес. 2012 г. в Украине по маркам

 

Сегмент премиальных автомобилей вырос на 5% по сравнению с 7 месяцами 2012 г. Лидерскую позицию удерживает Mercedes. И здесь очень заметно сходство с российским рынком.

Марка премиум

Продажи за
янв-июл. 2013

Продажи за
янв-июл. 2012

Прирост
продаж

Mercedes

1 738

1 429

22%

Audi

1 443

1 340

8%

BMW

1 136

1 257

-10%

Land Rover

934

739

26%

Lexus

765

848

-10%

Другие

1 440

1 465

-2%

Премиум сегмент

7 456

7 078

5%



Поделиться в социальных сетях:

Вернуться к списку