«Авторынок: бодрое восстановление»

#popup16 июля состоялась он-лайн конференция Финнам.ru, на тему «Авторынок: бодрое восстановление».

Российский автомобильный рынок, согласно данным АЕБ, по итогам июня показал рост на 45% относительно того же периода прошлого года. В первом полугодии на рынке в целом было заметное оживление, а с апреля наблюдался постепенный рост продаж. Эксперты говорят о системном росте и переломе тенденции, но отмечают, что статистические показатели рассчитаны в сравнении с прошлым, провальным для авторынка, годом. Не последнюю роль в такой бодрой динамике сыграла государственная программа утилизации, которая помогла, в частности, российским производителям заметно повысить продажи.

В конференции приняли участие: Алексей Терещенко Директор по стратегическому развитию "Атлант-М", Анна Воробьева, руководитель департамента маркетинга и рекламы Группы Компаний КМ/Ч, Роман Гуляев, директор издательского дома "Новости авторемонта"  Константин Романов, аналитик ИК "ФИНАМ", Дмитрий Липкин, обозреватель Finamauto.

Во время конференции Алексей Терещенко дал ответы на ряд вопросов, некоторые из них отражены ниже.

Программа утилизации продемонстрировала свою эффективность за время работы,  интересно, что было бы с продажами, если бы не было стимулирующих программ, все загнулось бы?

Алексей Терещенко 
 

Ставить знак равенства между количеством машин, проданным по программе утилизации, и приростом продаж, неправильно - часть клиентов, воспользовавшихся программой, все равно купила бы новый автомобиль (возможно, другой марки или в другой комплектации). Вместе с тем имело место и некоторое перераспределение долей рынка в пользу марок, участвовавших в программе.
По сравнению с другими мерами поддержки отечественного автопрома (прямая госпомощь, заградительные импортные пошлины и т.д.) программа утилизации гораздо менее затратна и более рыночна.

Когда мы наконец научимся делать нормальные, конкурентоспособные автомобили, сопоставимые хотя бы с китайским хламом, а не ведра на колесах? Неужели это, действительно, так сложно в условиях, когда космические корабли уже давно бороздят просторы большого театра...Что мешает?

Алексей Терещенко

Основная проблема в том, что для производства нормальных и конкурентоспособных автомобилей в России получается намного проще и эффективнее строить завод с нуля на новом месте - под современные технологии и требования к производству (как это делает, скажем, Volkswagen в Калуге), а не переоборудовать старые производственные мощности.
Что касается ассортимента продукции АвтоВАЗ - считаю, что выпускать во втором десятилетии 21 века ту же "классику", не соответствующую никаким требованиям по комфорту, динамике, управляемости, экологии и, самое главное, по безопасности - неприемлемо.

Как вы оцениваете текущее финансовое состояние автодилеров, оправились от кризиса? Что помогло?

Алексей Терещенко
 
В целом по участникам рынка постепенно возобновляется инвестиционная деятельность, уже достроены и открыты ряд автоцентров, начатых еще до кризиса. Конкретно по Атлант-М - в начале кризиса помогли наши управленческие решения, такие, как жесткое сокращение расходов, товарных запасов и кредиторской задолженности, закрытие и продажа нескольких неприбыльных активов.
В дальнейшем значительную роль сыграл денежный поток от послепродажного обслуживания. Для его увеличения сделан акцент на качество бизнес-процессов, повышение лояльности и сохранение клиентской базы в условиях спада продаж.

Динамика автомобильного рынка РФ показывает, что дно было достигнуто в мае 2009, после чего колебания объемов продаж приобрели вид четкой сезонности вплоть до марта-апреля 2010. Если исключить дополнительный объем, который дала программа утилизации, то мы увидим движение рынка в пределах сезонных колебаний. Вопрос к экспертам: по вашему мнению без учета программы утилизации какой будет рост в % в 2011, 2012, 2013 гг ?

Алексей Терещенко

Полагаю, что если рассмотреть динамику рынка новых иномарок в последние месяцы (то есть с исключением фактора прироста продаж АвтоВАЗ за счет программы утилизации), то она объясняется уже не только сезонными факторами, но и общим восстановлением экономики и потребительского спроса.
Мы обнаружили очень сильную взаимосвязь между показателями ВВП на душу населения (в долларах) и продажами новых иностранных автомобилей. По нашим расчетам, этот показатель долларового ВВП в ближайшие годы будет расти с темпами порядка 10-15% (реальный рост экономики плюс инфляция долларовых цен). Кроме того, на рынок окажут сильное влияние факторы:

1. отложенного спроса (многие автовладельцы отложили в 2009-2010 гг обновление нового автомобиля из-за неуверенности в своих будущих доходах)
2. дальнейшего восстановления автокредитования (можно ожидать, например, смягчения требований банков к заемщикам
3. расширения предложения новых моделей иномарок российской сборки по приемлемым ценам

Учитывая так называемый эффект "низкой базы" (темп прироста в 2011 г. будет отсчитываться от невысокого показателя 2010 г.) можно прогнозировать, что в 2011 г. рынок, с учетом российских автомобилей, вырастет примерно на 30%. После этого темпы прироста замедлятся (до 15-20% в 2012 г. и 10-15% в 2013 г.), но многое будет зависеть от экономической ситуации в целом.

Ознакомиться со всеми материалами он-лайн конференции вы можете здесь  http://www.finam.ru/analysis/conf0000100345/default.asp



Поделиться в социальных сетях:

Вернуться к списку