Таможенный союз отменил снижение пошлин на ввоз автомобилей

12 июля формально истекает срок действия повышенных налоговых пошлин на импорт автомобилей. Продлевать его не будут – это уже сделано в рамках Таможенного союза.

С 10 января 2009 года вступили в действие повышенные ставки на ввоз в Россию легковых и грузовых автомобилей. Они были продекларированы как временные, со сроком действия 9 месяцев. В октябре прошлого года срок действия был продлен еще на столько же. Формально 12 июля должно было последовать очередное продление (или же отмена – но это уже из области фантастики).

Однако продлевать срок действия высоких пошлин теперь нет необходимости. Принятые в рамках Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном единые таможенные нормативы возвели временные российские ставки в ранг постоянных.

Защита российского рынка (иными словами, АвтоВАЗа и КамАЗа) от пагубной конкуренции со стороны иностранных автозаводов является одним из краеугольных камней стратегии развития российского автопрома.

Отсутствие конкуренции (в основном – со стороны иномарок с пробегом) позволяет АвтоВАЗу повышать цены на свою продукцию. Конечно, мера эта вынужденная – волжский завод уже не первый год производит автомобили себе в убыток. Однако потребителям от этого не легче.

Беларусь до сих пор противится введению таможенных пошлин «российского образца», и в результате на ее авторынке творится полный хаос. От этого пострадали официальные дилеры. Ситуация на рынке остается стабильно негативной из-за разницы в пошлинах для физических и юридических лиц на легковой автотранспорт. В частности, на фоне роста ввоза физическими лицами новых автомобилей премиум-класса продажи автодилеров сократились более чем в три раза.

Можно отметить, что в Беларуси с 6 июля пошлины для физических лиц подняты до уровня пошлин для юридических лиц. Правда, это относится к импорту только легких коммерческих автомобилей и микроавтобусов. Результат не замедлил сказаться. «В этом сегменте рынка уже наметилась стабилизация, и мы рассчитываем на рост рынка и, соответственно, рост продаж автодилеров во втором полугодии», - говорит Сергей Михневич, директор компании «Атлант-М Фарцойгхандель» (импортер VW в РБ).

Ожидаемые негативные последствия от создания Таможенного союза для российского рынка не последовали. «Российский авторынок не почувствовал серьезных изменений после принятия единого таможенного союза. Ограничение ввоза иномарок из Белоруссии не позволило наводнить российский рынок подержанными авто, чего так опасались дилеры. В целом авто производители, чье производство находиться на территории Российской Федерации получили более выгодные условия для сбыта авто в Беларусь», - считает генеральный директор российского отделения холдинга «Атлант-М» Александр Пырко.

Правда, защита российского рынка осуществляется в полном противоречии с духом и буквой соглашения по Таможенному союзу. Свободного обращения автомобилей между Россией, Белоруссией и Казахстаном на данный момент нет. Россия установила барьеры на пути беспошлинного ввоза автомобилей, растаможенных в РБ и РК по льготным пошлинам (штрих-кодирование временно ввозимых автомобилей, создание базы данных учета и контроля транспортных средств).

С другой стороны, в Беларуси и Казахстане действуют льготные пошлины на ввоз автомобилей физическими лицами. Это оформлено как временное отступление от правил Таможенного Союза, которое будет действовать, как минимум, до 1 июля 2011 года.

Таможенный союз не принес автомобильным рынкам трех входящих в него стран ничего, кроме неразберихи. Что касается повышенных пошлин, то российский рынок к ним уже привык. Значительная доля продаж приходится на автомобили, произведенные в России (заводы Ford, Renault, Toyota, VW, Nissan, Volvo Trucks, сборка иномарок в Калининграде и Таганроге).

Отменять заградительные пошлины все равно придется. «С помощью штыков можно делать многое, но на них нельзя сидеть», - сказал кто-то из полководцев. К оружию «торговых войн» это тоже относится.

Чиновники полагают, что для реструктуризации отечественного автопрома (читай – «АвтоВАЗа»), которая позволит отменить повышенные пошлины, потребуется пять лет. Однако пока осмысленного движения к выходу из хронического кризиса, в котором пребывает волжский автозавод, не замечается. «Держать и не пущать» - привычный стиль работы российской бюрократии еще со времен Салтыкова-Щедрина. Хочется верить, что это все же изменится, и правительство сможет оказать отечественному автопрому поддержку не только таможенными пошлинами.


Деловой автоклуб "FinamAuto"
8 июля 2010
http://finamauto.ru/news/article0604C/default.asp


Поделиться в социальных сетях:

Вернуться к списку