Утилизация на особых условиях

СПб. Госпрограмма утилизации автомобилей стартует 8 марта. На круглом столе «ДП» автодилеры и переработчики обсудили нерешенные проблемы перед запуском программы.

Выяснилось, что до сих пор не решен вопрос взаимодействия с ГИБДД о порядке снятия с учета автомобилей, подлежащих утилизации. До конца непонятны требования к автомобилям, за утилизацию которых положена премия. Дилеры опасаются возможных подделок сертификатов, так как не знают, как они могут проверить их подлинность. Впрочем, несмотря на ряд не до конца понятных вопросов, участники программы утилизации уже сейчас готовы работать с клиентами, желающими сменить старый автомобиль на новый.

У каждого дилера, который участвует в программе, есть определенные ожидания роста продаж за счет клиентов, желающих поменять старый автомобиль на новый. Все надежды пока основаны на тех количественных расчетах, которые представил Минпромторг, исходя из суммы денег, которые выделяются на эту программу. Но каким в действительности будет потребительское поведение, предсказать сложно.

Сумма 50 тыс. рублей, которая предлагается в качестве компенсации за утилизацию старого автомобиля, может привлечь покупателей скорее к продукции отечественных автокомпаний. Для клиента марки уровня Ford она не является существенной, но может повлиять на выбор дилера (в пользу того, кто участвует в программе) либо на выбор автомобиля среди одноклассников разных марок. Не стоит забывать, что эта скидка суммируется с другими специальными предложениями, которые сейчас проводятся постоянно.

Сергей Ломакин, генеральный директор дилерского центра «Форд центр Гражданский»

Сейчас нормальный Ford стоит где–то в районе 650 тыс. рублей. И если бы человеку не хватало всего лишь 50 тыс. для покупки этого автомобиля, то, надо полагать, он бы пошел и купил его в кредит. Я принимаю прямое участие в продажах: за последний месяц было всего 20 звонков от клиентов, которые интересовались этой программой. Это говорит о том, что того потока клиентов, который, возможно, ожидается, не будет. Скорее всего, в рамках программы будут проходить единичные продажи.

У меня с запуском этой программы, скорее как у автолюбителя, есть надежда на то, что благодаря ей очистятся наши дворы от того хлама, который там стоит. И, может быть, меньше станет пыхтящих на дорогах автомобилей.

Валентин Макаров, руководитель отдела продаж Chevrolet/Hummer дилерского центра «Атлант–М Балтика»

Что касается прогнозов, то уверен, что никто из дилеров не делает никаких прогнозов по количеству продаж с использованием данной программы. Поскольку, во–первых, кризис; во–вторых — очень много вопросов к программе. Равняться на опыт других стран сложно: там все–таки были немножко другие программы. Как вы знаете, выделялись просто финансовые субсидии. То есть человек приходит покупать автомобиль и получает от государства финансовую поддержку. Плюс у нас есть еще такая вещь, как российский менталитет. И все западные оценки, с каким прожиточным минимумом человек может взять кредит или к какой марке он довлеет, в России абсолютно не работают.

Что я отметил, изучая эту программу со своими коллегами? На самом деле покупатель не получит 50 тыс. рублей чистыми по одной простой причине. Первое: при сдаче автомобиля в утилизацию возникают расходы в 3 тыс. рублей, потом возникает проблема снятия с учета — достаточно скользкий вопрос, и уверен, что подавляющее большинство дилеров будут пытаться отдать его решение в руки хозяину машины. Как правило, большинство автомобилей будет не на ходу, ибо стоимость автомобиля, который ездит, имеет техосмотр, как правило, на рынке выше 50 тыс. рублей. И, скорее всего, автомобиль выгоднее просто продать и вложить эти деньги в покупку нового автомобиля. Если машина не на ходу, то возникают расходы на транспортировку: я не знаю, где найти эвакуатор в черте города для перевозки из точки А в точку Б дешевле, чем за 1500 рублей с погрузкой и разгрузкой. Поэтому если посчитать расходы реального человека, обратившегося по этой программе, то они составят примерно 10 тыс.рублей, т. е. остается 40 тыс.рублей.

Остаются непонятными и требования к автомобилю. В условиях программы прописано, что он должен иметь основные узлы и агрегаты и измерительные приборы. Вроде бы вопрос простой, но вот ко мне приезжает автомобиль, у которого нет панели приборов и туда прибит один спидометр гвоздем. Как это считать? Оснащен он приборной панелью или нет? «Автомобиль должен иметь топливо в баке». Как это определить? Определять на нюх его пары? И сколько должно быть топлива — литр или полбака? «Технические жидкости и масла должны присутствовать». Если машина не на ходу, она имеет право, чтобы из нее все жидкости вытекли, ибо она уже неисправна.

Евгений Пекарский, генеральный директор дилерского центра «Атлант–М Лахта»

Между четырьмя утилизирующими предприятиями Петербурга и Ленобласти, которые допущены к участию в программе, достигнуто соглашение о том, что бессмысленно требовать от владельца автомобиля, чтобы все фары были на месте, чтобы все стекла присутствовали. От того, что машина приедет к нам без стекол, никакого несчастья с нами не случится, мы будем только счастливее. Единственное, что мы обязательно прописали предварительно, — это должен быть конструктивно целый кузов; машина не должна быть без крыши, без багажника, без капота. Ходовая часть в сборе; то есть двигатель не должен лежать отдельно в багажнике, а должен быть на своем штатном месте. И должны быть колеса, чтобы эвакуатор мог эту машину забрать. Автомобиль не должен быть аварийным, допускаются небольшие царапины и вмятины.

Наша компания готова бесплатно предоставлять эвакуатор, чтобы забрать у автовладельца машину и доставить ее на утилизационную площадку. Я разработал форму заявления–обязательства, которую клиенты будут заполнять перед вызовом эвакуатора. Заполняя ее, клиент отвечает, что автомобиль соответствует вышеуказанным требованиям. Таким образом, мы пытаемся исключить вариант ложных вызовов.

Мы можем за рабочий день вывезти 50 машин с адресов в черте города и ближайшем пригороде.

Сергей Ганичев, директор по развитию ЗАО «АВАНТЕК» (утилизирующее предприятие)

Я хотел бы донести до всех заинтересованных участников программы утилизации, что сегодня Министерство промышленности и торговли РФ является единственным организатором и контролером этой программы. Поэтому то, что публикуется на его официальном сайте, — это исчерпывающая информация для всех субъектов Федерации. При нашем Управлении создана рабочая группа, куда входят дилеры и переработчики. Мы считаем, что необходимости корректуры этих документов на уровне субъектов Федерации нет. Однако мы хотели бы выработать более удобный для всех вариант взаимодействия между дилерами, переработчиками, администрацией города и МВД.

Сегодня нет четкой ясности, как ГИБДД будет заниматься вопросом снятия с учета автомобилей, подлежащих утилизации. Я полагаю, что вопрос снятия автомобиля с учета в Петербурге, учитывая разветвленную сеть МРЭО, каждый автовладелец может взять на себя. В Ленобласти с этим сложнее, потому что там МРЭО могут располагаться достаточно далеко от населенных пунктов.

Я, как руководитель рабочей группы по утилизации, направил обращение к Владиславу Пиотровскому (начальник ГУВД СПБ и Ленобласти. — Ред.), но еще не получил ответа. Ждем, что ГУВД примет такое решение и разошлет соответствующие служебные инструкции и указания по порядку взаимодействия.

Второй момент: не надо буквально воспринимать инструкцию Минпромторга о том, что каждый гражданин должен пригнать свой автомобиль на полном ходу, весь помытый и почищенный, обработанный антикоррозийными средствами, к дилеру, и тот начинает думать, куда бы его пристроить. Мы готовы гибко подходить к вопросу состояния автомобиля. Кроме того, автовладельцам, чьи автомобили находятся в пределах Петербурга, не надо будет тратиться на услуги эвакуаторов, чтобы доставить свою машину на утилизационную площадку. По договоренности с переработчиками мы намерены предоставлять эту услугу бесплатно для владельца машины.

Для автовладельцев, которые хотят утилизировать свой автомобиль и приобрести новый, я хочу донести следующую мысль: город будет стараться гибко подходить к заявленным требованиям программы и стараться, чтобы каждому заинтересованному автовладельцу оказать соответствующую услугу. И, хотя программа начинается с 8 марта, я незамедлительно призываю выходить на контакт с дилерами и начать подбор своего нового автомобиля.

Всеволод Хмыров, начальник Управления по обращению с отходами производства и потребления Санкт–Петербурга

Я считаю, что клиенту нужно четко объяснить, как он должен действовать, если хочет сдать свой автомобиль на утилизацию и приобрести новый со скидкой. Итак, сначала клиент определяется с тем, какой автомобиль он хочет купить. После этого он едет к дилеру, которого он опять же выбрал и который есть в списке Минпромторга. Так как дилер несет всю ответственность за эти 50 тыс. рублей, чтобы быть уверенным, что сертификат не поддельный, он берет на себя оформление этого сертификата и прохождение его по всем инстанциям.

Сегодня, когда еще сертификатов нет, клиент приезжает к дилеру, чтобы, во–первых, выбрать себе автомобиль; при желании заказать его с завода. К тому моменту, когда он будет готов сдать свой автомобиль в утиль, та машина, которую он выбрал, как раз приедет на склад.

Второй момент. Более 50% автомобилей покупается в кредит. Соответственно, этот человек, который приедет к нам сегодня, посмотрит и ознакомится со всеми программами по кредиту, выберет и проконсультируется с нашими специалистами. Его направят в тот банк, где вероятность получения кредита наиболее высокая. Он заблаговременно сдаст документы для получения кредита и успеет получить ответ от банка. Ему только останется сдать старый автомобиль в утиль.

Третий момент. Мы этому клиенту дадим список требований, которым должен соответствовать его автомобиль. Он с этим списком подойдет к своему автомобилю и посмотрит, соответствует автомобиль или нет. И если у него возникнут какие–то вопросы, то он задаст их нам до момента, пока к нему приедет эвакуатор. И мы постараемся, связавшись с переработчиками, выяснить, примут ли его автомобиль или нет. Вот это три пункта, которые клиент может сделать уже завтра. Далее, этот человек может воспользоваться тремя способами получения сертификата: пойти сначала в ГИБДД и снять машину с учета; пойти к утилизатору и там начать получать сертификат; либо сразу пойти к дилеру. Если он не хочет иметь какие–то проблемы, непонятности и т. д., то мы рекомендуем ему сперва идти к дилеру. Потому что дилер отвечает 50 тыс. рублей перед самим собой. И если он придет к нам с документом, который ему выписали утилизаторщики, с каким–то штампиком из другого региона и т. д., то на сегодняшний момент нет механизма проверки подлинности этого сертификата. Возможно, он появится в перспективе, но на сегодня его нет. То есть после того, как эта программа заработает, мы вызываем клиента и говорим ему, что готовы забрать у него автомобиль. Вот вам сертификат, вы идете и снимаете автомобиль с учета. С учета клиент снимает автомобиль сам, потому что машина может быть в угоне, на машине может быть совершено вооруженное ограбление, на этой машине, возможно, кого–то задавили, убили, машина в розыске и т. д., и т. п. Поэтому клиент занимается снятием с учета самостоятельно, под свою собственную ответственность.

Михаил Шевельков, директор по продажам дилерской сети «Аларм–Моторс Форд»

Давайте облегчим клиенту жизнь. Если утилизатор увидел автомобиль, соответствующий требованиям к транспортному средству, выбывающему из эксплуатации, ничего ровным счетом не мешает по рукописной доверенности уполномочить экспедитора данной организации на перевозку на ответственное хранение к себе на завод. Нужно решить вопрос с ГИБДД, чтобы утилизатор имел возможность принять все документы и снять автомобиль с учета. Тогда мы создадим клиенту сервис. В противном случае мы опять его просим: пойди туда, не знаю куда.

Мы, как дилеры, переживаем за подлинность сертификата, потому что рискуем своими деньгами. Ведь сертификат — это просто распечатанная с официального сайта бумажка с присвоенным автоматическим образом номером. Для нас очень важно, потому что подделать сертификат, как и справку об утилизации, не составляет никакого труда. Поэтому для того, чтобы это исключить, была идея создать единый пункт утилизации, который мог бы собирать весь пакет документов. Таким образом, документы могут быть всегда в одних руках до момента финальной подготовки сертификата. А готовый сертификат отдавать прямо в руки дилеру, тогда мы спокойно будем принимать его.

Я надеюсь, что в результате этой программы каждый автовладелец будет знать, что через любого дилера без всяких материальных затрат можно обратиться и получить нормальную консультацию по утилизации автомобиля.

Александр Карпович, исполнительный директор дилерского центра «ТДВ–Авто»

Запуск программы утилизации старых автомобилей призван не просто стимулировать спрос на новые машины, а создать систему утилизации в стране. Что это значит? Это значит — собрать технологии для переработки всех видов современных материалов, ведь наша задача — из того сырья, которое существует в природе, получить свое сырье. Мы хотим создать в Петербурге большую базу по утилизации крупногабаритной бытовой техники: автомобилей, холодильников, стиральных машин и т. д. Для того чтобы стимулировать общество к процессу утилизации, необходим закон, который бы позволял включать залоговую стоимость в цену каждого товара. В цене производителя всегда должна быть цена утилизации. Этого нет пока в России, но когда–нибудь ведь будет! И тогда любой крупногабаритный товар будет поступать на базу утилизации, все будут заинтересованы в этом.

Мы сделали первый шаг в этом направлении, вступив в программу по утилизации автомобилей. Поскольку опыта работы в этой программе ни у кого еще нет, ее можно назвать экспериментальной. Мы со своей стороны готовы дать дилеру максимальную уверенность в том, что его никто не обманет. Мы, как утилизаторы, согласны на все: десять раз к вам ездить, все печати ставить, на ваши звонки отвечать, вас принимать — все, что хотите.

Валентин Тронин, заместитель генерального директора ООО «Всеволожский завод алюминиевых сплавов»

Такой автомобиль не имеет шансов стать участником программы утилизации, но машинам в более приглядном состоянии дорога открыта.

Журнал "Деловой Петербург"

26.02.2010



Поделиться в социальных сетях:

Вернуться к списку