Затапливая отсеки

#popupСобственник автомобильного холдинга "Атлант М" Олег Хусаенов в жизни исповедует три принципа: "Ничего не бойся, ни о чем никого не проси, никому не верь на слово". В конце лета 2008 года предприниматель изменил одному из них, и это пошло на пользу. Он испытал страх за будущее своей компании, который помог ему подготовиться к финансовому кризису.

В августе прошлого года к Хусаенову подошел финансовый директор компании Тимофей Марцынкевич и предложил закрыть все инвестиционные проекты. Он предполагал, что бизнес ждут нелегкие времена: потребительский спрос на автомобили упадет, банки потребуют кредиты обратно, а новых выдавать не будут. Изучив предоставленные Тимофеем цифры, Олег понял, что финдиректор прав.

Однако привыкнуть к мысли, что придется работать на падающем рынке, было непросто: компания демонстрировала рекордные в своей истории показатели продаж. Он было начал сомневаться в правильности прогнозов финдиректора. "Тимофей, может быть, ты все-таки перегибаешь палку?" — спрашивал Хусаенов.

Перестроиться помог страх. "Человек сам по себе не может изменить свое поведение,— рассуждает Олег.— Он должен либо полюбить, либо пережить страдание". Собственник живо представил себе все, c чем он столкнется, если не последует совету финдиректора: висящий на компании долг $350 млн, скандалы с поставщиками, глаза сотрудников, которым он не сможет выплачивать зарплату. Поняв, что это может стать вполне реальным сценарием, он стал готовиться к кризису.

Первым делом Хусаенов постарался избавиться от долгов. Компания вернула все неиспользованные кредиты. Новые автоцентры были закрыты, а выручка от распроданных машин возвращена банкам. Затем он взялся за персонал. Хусаенов заранее предупредил людей о возможных сокращениях. Он объезжал автоцентры и объяснял сотрудникам: "Ребята, настают трудные времена. У кого нервы не очень крепкие, лучше уйти сейчас, пока есть возможность найти другую работу". Как говорит предприниматель, многие последовали его совету и не прогадали: они ушли в конкурирующие компании с повышением. Для оставшихся были введены жесткие планы продаж. Тех, кто не мог их выполнить, сократили.

Вызванная страхом масштабная подготовка к депрессии позволила Хусаенову встретить ее во всеоружии. В ноябре прошлого года, когда кризис уже вовсю бушевал, Хусаенов полностью изжил свой страх перед будущим. Нет оснований бояться и сейчас. Компания остается прибыльной, ее кредитный портфель снизился до $140 млн. "Я понимаю, куда мы идем и что нужно делать",— говорит он. Он разработал программу действий, предусмотрев даже самый негативный сценарий. Как поясняет Хусаенов, в основе ее лежит принцип "подводной лодки": "В случае получения пробоин мы будем затапливать отсеки". Совсем ко дну, как надеется Хусаенов, лодка не пойдет даже в самой худшей ситуации. В частности, если спрос на автомобили упадет до нуля, "Атлант М" оставит только один "отсек" — автосервисы, у которых при любом сценарии будут клиенты. "Мне удастся сохранить компанию,— уверен Хусаенов.— Машины ведь все равно будут ломаться".

источник...



Поделиться в социальных сетях:

Вернуться к списку