Колесные диски. Ковка, штамповка, литье

Когда-то, на первых серийных автомобилях, колесные диски были со стальными спицами, как на велосипедах. Хорошая и легкая конструкция! Но недостаточно прочная для веса автомобиля. Чай не велосипед!
Следующим этапом стали автомобильные штампованные диски. Они состоят из нескольких частей, полученных из стали методом штамповки, и сваренных между собой. Дешево, прочно, надежно. Эта конструкция жива до сих пор, несмотря на то, что ей больше 80 лет. По сей день миллионы автомобилей покидают конвейер с такими колесами. А чтоб красоту навести – колпаки есть пластиковые, форм самых разнообразных. Колпак в пазы надвинул – и красота.
В принципе, можно было ездить на «штамповке» и радоваться, но человек такое создание, что постоянно к лучшему стремится. А стимулируют этот процесс те люди, которым нужно не просто что-то делать, ездить например, а ещё и результат получить! Спортсмены-автомобилисты стимулировали конструкторов на поиск решений для облегчения дисков, потому что вес – один из самых главных врагов скорости. И конструкторы обратили внимание на легкие сплавы. Из алюминия и магния. Колесные диски, отлитые из таких сплавов, оказались существенно легче, чем стальная «штамповка», что автоматически означает снижение динамического сопротивления движению, повышения скорости. А диски, полученные из легких сплавов методом литья, получили название литых по понятным причинам. В основном используются алюминиевые сплавы, потому что магниевое литье оказалось более хрупким, чем требуется для конструктивной прочности колесного диска.
Плюсов у литого диска – вагон! Для любителей скорости – лучшая динамика, для поклонников экономичности – меньший расход топлива, по той же причине. Вес меньше. А для сторонников эстетики – отлить можно диск почти любой формы, потому их такое великое разнообразие по дизайну. Но есть и недостатки: первый – они дороже стальных штампованных дисков. Но желающих доплатить немало. Второй же – они более хрупкие, и довольно часто не подлежат восстановлению после повреждения.
Второй недостаток побудил конструкторов продолжить изыскания в поиске лучшего решения для колесных дисков, не забывая и про вес. И придумали диск… ковать, иными словами, изготавливать методом горячей штамповки. Диски получаются прочными – просто фантастически! И при этом не хрупкими. И ещё легче, чем литые. Но есть минус: цена. Они весьма и весьма не дешевы. Но кто готов платить за характеристики, и знает, за что платит – тот понимает, нужно ему или нет. На самом деле кованые диски точно для «тех, кто понимает». Технология не позволяет сделать причудливые и эксклюзивные рисунки, как у литых, так что любители дизайна на них особо не обращают внимания. Но, не так давно, появились так называемые «составные» колесные диски, которые изготавливаются из двух частей. Обод, например, кованый, а сам диск – литой. Потом две части собираются резьбовыми соединениями. Это позволяет убить сразу всех зайцев. И параметры по весу, и по прочности диска учесть, и про дизайн не забыть. Единственное, что остается – высокая цена. Но красота требует жертв.


Поделиться в социальных сетях:

Вернуться к списку