Автомобильные огнетушители

Начну с того, что автомобильный огнетушитель вам может пригодиться не только при прохождении ГТО. Пусть, дай Бог, ваш автомобиль новый и высококачественный, пусть вы аккуратный водитель и не попадаете в ДТП, но в жизни всякое случается. Вот, например, детки-тинейджеры моего соседа по даче устроили прошлым летом костерок около баньки. Не знаю, чем бы все это закончилось, если б не исправный двухлитровый порошковый автомобильный огнетушитель, который сосед быстренько выхватил из салона машины и в момент «успокоил» пламя, начавшее лизать сруб. Вот так. Ну а теперь к делу.
 

Какие документы регламентируют допуск автомобильных огнетушителей
 

Вот в чем мы, россияне, слабы, так это в четкой и понятной всем гражданам и не гражданам законодательной базе, однозначно предписывающей что делать, как делать, и что применять. Вот, скажем, «Наставление по пожарной безопасности» НПБ 166-97, Приложение 4, которое касается противопожарной безопасности автотранспортных средств.  То, что в документе восхищает читателя буквально с порога, так это гриф Приложения - «РЕКОМЕНДУЕМОЕ». Иначе говоря, все, что в документе сказано про огнетушители, носит рекомендательный характер. И то, что они должны быть только порошковыми и хладоновыми, и то, что емкость их должна быть не менее 2 литров. Кстати, про емкость сказать, сказали, но заряд-то огнетушителя важнее, правда? Ведь в двухлитровую колбу можно и 100 мл налить-насыпать, и двести! Это наоборот, два литра в «мензурку» не зальешь. А еще, в первом же пункте Приложения 4 упоминается о том, что допускаются и углекислотные огнетушители, если их огнетушащие способности не ниже порошковых и хладоновых. Вот вам и «здрасьте»! А как это проверить обычному «християнину», далекому от противопожарных дел? Об этом ничего не сказано! И еще не сказано о том, что производство и применение хладоновых огнетушителей жестко регламентировано, поскольку продукты, выделяющиеся при их срабатывании, вредны для озонового слоя Земли и организма человека.

В общем, получить в документах, регламентирующих допуск огнетушителей что-либо однозначное, не получится. Тем не менее, вооружимся формулировками «Порошковый огнетушитель», «Углекислотный огнетушитель» и «Хладоновый огнетушитель» хотя бы для того, чтобы понять, что же это такое.

 

Какие типы автомобильных огнетушителей бывают
 

Самый распространенный принцип пожаротушения, думаю, известен всем: это прекратить доступ воздуха (кислорода) к месту очага пламени. Нет кислорода – нет процесса окисления и, стало быть, огонь умирает. В зависимости от того, какое вещество применяется для этого прекращения огня, и различают автомобильные огнетушители. Если это негорючий мелкодисперсный порошок, который вытесняется из баллона под давлением газа, то, стало быть, огнетушитель порошковый, и его обозначают аббревиатурой ОП. Самый популярный порошковый «двухлитровик» - ОП-2. Газ (азот или углекислый газ) может быть закачан в баллон огнетушителя предварительно, тогда на нем должен быть манометр для контроля, или может вырабатываться миниатюрным газогенератором в самом корпусе. На приведение в готовность такого газогенераторного порошкового огнетушителя потребуется больше времени по сравнению с заряженным. Ведь должна «сработать» химическая реакция, которая высвобождает негорючий газ, выталкивающий порошок.

В углекислотных огнетушителях рабочим веществом является двуокись углерода, «вдутая» в баллон под огромным давлением, превращенная в жидкое состояние. Когда такой огнетушитель срабатывает, объем углекислоты, выходящей из баллона и переходящей в газообразное состояние, увеличивается в 400-600 раз,  резко вытесняя кислород из очага пожара. А еще этот процесс сопровождается сильнейшим понижением температуры в тех местах, куда попадает холоднющая, от расширения, углекислота. Мощная, в общем, штука, исправный углекислотный огнетушитель! Обозначается она ОУ, соответственно.

Принцип хладоновых огнетушителей тот же. Газы хладоны, или галогеносодержащие углеводороды, покидают под давлением свой «родной» баллон огнетушителя, расширяются, вытесняют из очага пламени кислород, и огню «капут». Вот только многие виды хладонов поставлены международными соглашениями вне закона и огульное упоминание о них в Приложении 4 к НПБ «прощаю» только за «рекомендательный» характер данного документа.

 

Какой автомобильный огнетушитель лучше
 

Можно абсолютно точно сказать, какие автомобильные огнетушители хуже. Это аэрозольные баллончики с водосодержащим рабочим веществом (ОВ). С их помощью можно успешно тушить только горящие спички, а также приводить в изумление летающих насекомых. Что же касается автомобильных порошковых и углекислотных огнетушителей, то если их баллон (корпус) не имеет повреждений, чека и пломбы на месте, срок годности в порядке, и покупаются они не в «подворотне», все они справятся с огнем. Есть только один момент, который я хотел бы упомянуть про углекислотные огнетушители: как уже говорил, углекислота сильно охлаждается, когда расширяется, покидая баллон. Поэтому будьте осторожны при их применении, если, вдруг, придется. Раструб такого огнетушителя «замораживается» до -50-70 градусов, и можно получить серьезную травму, если зазеваться.



Поделиться в социальных сетях:

Вернуться к списку